Птица ласточка
Волны теплого Черного моря, горные склоны, таинственные крымские гроты и ласточка, присевшая между двух взлетных полос – все это международный аэропорт Симферополя в конкурсном проекте бюро А. Асадова.

Итоги международного конкурса на проект нового терминала аэропорта Симферополя были подведены в конце июня этого года. Из девяти конкурсных предложений, представленных архитектурными бюро из Германии, Англии, России и других стран, был выбран проект корейского бюро Samoo Architects & Engineers, который предполагается реализовать уже к 2018 году. О конкурсном предложении UNK project для симферопольского аэропорта мы уже рассказывали. Проект архитектурной мастерской А. Асадова также был сделан в рамках данного архитектурного состязания, в рамках тех же требований: новый терминал должен стать визитной карточкой, новым лицом Крыма; организаторы настаивали на мощной идейной составляющей проекта, узнаваемых чертах, связанных с особенностями места.
Пока аэропорт Симферополя, масштабное обновление которого уже началось: реконструированы два терминала и международный сектор, – лишен узнаваемого архитектурного образа и даже скучноват. Новое здание планируют построить между двумя взлетно-посадочными полосами. Всего в нескольких километрах от этого места расположена одна из основных транспортных развязок на Ялту и Севастополь, рядом проходят основные магистрали полуострова – Евпаторийское шоссе и Московская трасса. Помимо нового аэровокзала, построят гостиницу, бизнес-центр и другие объекты инфраструктуры.

Ситуационный план
Архитекторы мастерской А. Асадова этой стороне вопроса уделили особое внимание. Продумав функциональную структуру и высокотехнологичное наполнение, они предложили образ, который считывается практически мгновенно – образ полета, птицы, ласточки, словно бы на минуту присевшей между двух длинных и прямых взлетных полос. Ласточка здесь появляется как один из символов Крыма, напоминая о «Ласточкином гнезде», открыточном замке барона Штейнгеля на скале над морем.
Очертания птицы можно отчетливо проследить при взгляде сверху, при подлете к городу. Главное сходство – длинный раздвоенный ласточкин хвост, направленный в сторону открытых автомобильных парковок. В хвосте устроены пешеходные галереи под навесом, ведущие от паркинга и остановок общественного транспорта к центральному входу. В треугольной пазухе раздвоенного «хвоста» разбит парк – не каждый аэропорт может похвастаться собственным парком, а тут еще и большой декоративный водоем, отнесенный ближе к зданию терминала. И это не просто элемент благоустройства. Авторы поместили посреди водной глади огромную жемчужину, изображенную на гербе Крыма. А на ее перламутровой поверхности предложили изобразить скифские узоры с рассказом об истории полуострова.

Функциональная схема
Крылья птицы символизируют расходящиеся в обе стороны от центра протяженные и узкие боковые галереи. А вот роль тела ласточки и ее головы, как будто повернутой в сторону города, выполняет кровля над основным зданием терминала. Объемная и округлая, она испещрена крапинами световых фонарей в виде больших и маленьких стеклянных треугольников, приподнятых над светлой металлической плоскостью.

Со стороны самолетов стеклянный фасад здания выстроен фактически по прямой линии. Лишь в центральной части заметно, что объем слегка выдается вперед. Навес кровли начинает свой подъем отсюда – от наклонного полотна стены, забранной белыми вертикальными ламелями, – и вздымается над центральным объемом то ли крутой морской волной, то ли пологим горным склоном. Легкий и лаконичный фасад со стороны взлетного поля сменяется объемным и подвижным изображением со стороны центрального входа. С этой стороны поднимающаяся над зданием голова «ласточки» выглядит как наполненный ветром парус. Тонкая кромка кровли и сплошное остекление лишь усиливают сходство. Расходящиеся от зоны входной группы пешеходные галереи вместе с «холмами» зон прилета и вылета формируют что-то вроде тихой бухты скалистого берега. Плавные изгибы здания вторят силуэтам крымских горных вершин.



Фасады
Архитекторы поясняют, что здание терминала развивает лучшие черты южной архитектуры. Так, одним из прототипов пешеходной галереи стала знаменитая аркада симферопольского вокзала, спроектированного известным советским архитектором Алексеем Душкиным. Перед зданием – тоже традиционно – сформирована просторная площадь. Цепь волнообразных навесов, перетекающих один в другой от входа к площади и дальше – к парку, формируют непрерывную прогулочную галерею для пассажиров и встречающих.


Превратив аэропорт снаружи в здание-ласточку, внутри архитекторы продолжили контекстуальный рассказ. Высокие своды залов аэропорта напоминают о крымских гротах и пещерах, хотя в отличие от пещер здесь много света, проникающего сквозь многочисленные световые фонари – фонари треугольные, и пятна солнечного света складываются на полу в причудливый, постоянно изменяющийся орнамент. Сложная конфигурация сводов сформирована легкой кольцеобразной конструкцией, которая опоясывает стройные колонны, равномерно расставленные по всему залу. По мере приближения к потолку кольца расширяются, а вся конструкция таким образом становится похожей на крону фантастического дерева. Зал же превращается в подобие леса. «Деревья» мягко светятся. Помимо искусственного леса – интерьера зоны ожидания, архитекторы предложили создать в аэропорту и настоящую тропическую оранжерею – прием, в наше время нередкий в аэропортах – с панорамным видом на взлетное поле.


Пещеры и лес, вода с символической жемчужиной, металлическая птица-ласточка в силуэте аэропорта – все это, встречая и провожая пассажиров, должно сложиться в узнаваемый для многих образ Крыма, места, с которым многое связано. Возможно, даже слишком многое.

Структура

План

План
Источник: archi.ru